Мотокросс по Флоресу: общее впечатление

Через неделю пребывания на острове Ломбок решили, что надо двигать дальше. Между нами и целью поездки – островом Флорес был лишь остров Сумбава. Пошукав по Интернету и Lonely Planet, выяснили, что оба источника достовернейшей туристической информации во веки веков сходятся на том, что там делать нечего. Ну, разве что хочется совсем диких мест. Однако, мы уже были в курсе, что к совсем диким местам в Индонезии прилагаются еще и совершенно дикие дороги (вот это тоже просто загадка: там нет такого как в России, чтобы дороги были просто грунтовые, проселочные… Там все дороги хотя бы раз за историю существования страны были заасфальтированы. Однако, большинство из них именно что всего лишь раз. И давно.

Посему сейчас большинство дорог представляет собой почти непроходимые полосы выбоин и колдобин или того хуже – камней, размером с 4 кирпича, насыпанных в приступе любви к творческому беспорядку, которые раньше служили для укрепления дороги, а сейчас являются единственным ее покрытием. По одной такой дорожке мы в вере в то, что в конце ее (согласно Интернету) лежит большая вкусняшка в виде красивого озера ехали 6 часов. И за это время сделали на байке аж 24 км!)

Вопчем, испугавшись отсутствия дорог и будучи в неуверенности, сколько нам надо времени на Флорес, мы решили пропустить Сумбаву и лишь посмотреть на нее из окошка автобуса (не удалось, ибо автобус был ночной =)).

Маршрут до Флореса получился следующий: автобусом Матарам (Ломбок) – Сапе (Сумбава) за 170 000 местных рупий с человека и затем паром Сапе – Лабуан Баджо (Флорес) за 46 000 с носа.

Индонезия забавна еще тем, что купить билеты непосредственно у транспортной компании, кажется, просто невозможно – так или иначе, но это будет посредник. Мы пользовались Perama tour. Я сначала забраковала ее, ибо это единственное заведение, известное WikiTravel и Интернету в принципе, но, походив и посравнивав цены на месте, получилось, что они действительно накручивают цены для белых куда меньше всех остальных.

Но посредники и перекупщики в этой красивой, но бестолковой стране – это еще не самое страшное. В частности, что получилось с этим автобусом:

– во-первых, он должен был быть один. Но на деле в 3.30 ночи нас привезли на какую-то станцию, где всех выгнали из автобуса и тех, кому надо было в Сапе, затолкали в крохотный автобусик местного помола. А индонезийские “маршрутки” – это ни разу не русские. Это куда хардкорнее: колени прижимаются к ушам, у тебя на руках сидит индонезийка, другая индонезийка сидит у тебя в ногах, белому, сидящему сзади, пришвартовали огроменную кастрюлю на голову, штук пять мужиков стоит чуть ли не на одной ноге в двери и держится руками за крышу… Вобщем, картинки нечто подобного народ постит в соц сетях… Вот только картинки из Индии, а не Индонезии.

– во-вторых, продавцы (нет-нет, менеджеры по продажам) компании Perama Tour довольно хорошо говорят по-английски и обычно предупреждают, если что-то надо или обязательно сделать перед поездкой. Впрочем, нам ничего никто из них не сказал, так что мы просто собрались ехать на Флорес. Однако, у автобуса “контролер”, так же говоривший на английском вполне сносно и по большому счету вызывавший доверие, как бы между делом спросил, есть ли у нас прививки или таблетки для профилактики малярии – мол, поехать на Флорес и не подцепить малярию – это очень и очень большая редкость. Мы даже как-то растерялись и заволновались, ибо ни прививок, ни таблеток у нас не было, а дядька, узнав это, стал смотреть на нас таким обреченным взглядом, что просто жуть. Однако, тут же стало ясно, к чему такая забота: он предложил сгонять в ближайшую аптеку и купить нам этих волшебных таблеток. Таблетки сами по себе не дешевы, какую комиссию он хотел снять с белых трусливых туриков спрашивать не стали. Полезла на всякий случай в интернет и там как-то не было никакой паники про малярию на Флоресе, кроме того, мало кто советовал эти таблетки употреблять – мало того, что у них куча побочных эффектов, так их еще и начинать есть надо за неделю-две до поездки.

– в-третьих, по пути то один “проводник”, то другой предлагали еще в дороге купить билет на паром (естессно, втридорога). Для убеждения белых в том, что это нам жизненно необходимо, неслась всякая чушь, что в Сапе в порту билеты эти не продают, или на паром на завтра билет надо покупать сегодня и не иначе, или что кассы открываются только после отплытия парома… Так вот, это все бред и вестись на него не надо. По приезду в Сапе мы совершенно спокойно купили билеты в местных кассах и пошли на паром. Отходил он из Сапе, кажется, в 8 утра и ехал 9 часов. Мне вообще непонятно, как паромы умудряются так медленно плавать… Но вот так вот.

кораблики рядом с Лабуан Баджо, остров Флорес, Индонезия

Ладно, добрались до Лабуан Баджо и, отмахнувшись от всех наводил, разводил и прочих, пошли искать жилье. Опытным путем выяснилось, что LP не врал и Mata Hari – действительно самый дешевый отель из приемлемых, более того, – единственный с Интернетом. Сняли дабл за 80 000 рупий и засели думать, что делать дальше.

План сложился следующий: уехать на пару дней на остров Серайя, где обещали снорклинг и вообще баунти, ибо отдых был просто необходим. Мы еще не отошли от Явы, да и неделька на Ломбоке была без минуты на одном месте. Дальше, по возвращению с Серайи, взять байк и ломануться на Келимуту. Думали, стоит ли ехать за него еще восточнее или нет, но Интернет ничего интересного кроме снорклинга не пророчил, а снорклинга нам хватило вполне себе и на Серайе.

До Келимуту путь был не близкий, Интернет толком ничего про него не знает (тем более про самостоятельное передвижение на мотоцикле), на местности мы там не ориентировались, про качество дорог ничего не знали, так что решили сделать следующее: в сторону Келимуту рвем по-максимуму быстро, в городах, где останавливаемся, просто ночуем. А вот на обратной дороге, уже зная, как и что, едем медленно и лениво, останавливаемся в городишках и делаем радиалки на местные достопримечательности.

Маршрут получился следующий: Лабуан Баджо – Рутенг (столица острова и там делать нечего вообще, так что не зависали там и на обратном пути) – Баджава (аутентичные деревушки) – Энде (по большому счету только море с черным песком) – Мони (там-то как раз и Келимуту!).

Расчетное время: две недели.

Итак, после возвращения с Серайи озаботились арендой байка. Тут вообще все печально. Наша логика была, что чем дальше от туристических мест и цивилизации вобщем, тем дешевле все должно быть. Однако, логика была ошибочна: было с точностью до наоборот. Так в Лабуан Баджо предлагали самые дорогие байки (и это не говорит о том, что они были хоть чуточку лучше тех, что можно взять в аренду на других островах). Стартовая цена была 75000 рупий в сутки (против 30-50000 на других островах), однако, Илюха уже был практически гуру сбивания цен в Индонезии, так что байк нам достался по 40000 в сутки. Проверить его не получилось – байк освобождался для нас в день дедлайна нашего отправления в турне по острову, а круг по плоскому городу не дал проверить, что в горку это чудо забирается с большим трудом. Собсно, полудохлый байк доставил нашим пятым точкам немало неприятных ощущений, ибо мы даже на равнинах не могли разогнаться больше 60 км/ч, а все горки тянули 10 км/ч, а горок там ого-го-го! – горный серпантин же…

Тем не менее, байк мы арендовали и двинулись в путь в тру-азиатском стиле: два человека и два рюкзака на байке. Жалко, фото нет… В России за такое отвалишь кучу денег каждому встречному гаишнику, а в Европе, так и вобще не поймут, чой-то вы тут делаете… Однако, чем прекрасна ЮВА – так это тем, что тут никого не волнует, сколько вас на байке или что вы на нем везете.

индонезиец на мотоцикле везет двуспальную кровать

Дороги на Флоресе в целом порадовали. Точнее, там есть одна главная “федеральная трасса” – это очень хорошая дорога, временами с выбоинами и ремонтируемыми участками, но не критично. А вот все остальные (точнее, большинство) – это полный треш. Любой поворот с трассы неизбежно ведет к скачкам по камням если не сразу, то через пару километров.

дорога на острове Флорес, Индонезия

Продурковав первый день и выехав из Лабуан Баджо часиков в 11, по пути узнавая все прелести нашего байка, в первый перевалочный пункт Рутенг мы приехали уже по темноте. Это не есть хорошо и просто, ибо на весь Флорес имеется фонаря так полтора – и то это свет из окон придорожных кафешек. А ехать по горному серпантину без освещения да еще при наличии индонезийских удальцов, которым никто не говорил, что есть такая штука как “встречка” и что по ней ездить не надо… Вопчем, очень сложно вести байк в таких условиях.

Так что решили вставать пораньше и позже 7 утра уже не выезжали. Зато и добирались не позже 3 часов дня. Что давало возможность колесить по городам, куда прибывали, непрестанно удивляясь разрухе и загаженности всей местности, куда не возят туристов.

Подробнее о каждом “пункте назначения” будет совсем скоро. Пока же еще общего про сам Флорес.

Флорес, на самом деле, очень понравился – это невероятно красивое место. Туристов мало, а большинство из тех, кто туда все-таки добирается, оседают в Лабуан Баджо для поездок на острова Комодо, Ринку с драконами или Канаву и Серайю – индонезийские баунти. Но есть одно НО: на Флоресе хорошо до тех пор, пока ты не в городе. Как только мы садились на байк, то мир нам улыбался, открывались волшебные виды…А как только мы въезжали в очередной город для ночевки, начинались проблемы.

Во-первых, индонезийцы – жуткие засранцы (уж простите). На самом деле в стране чистят только те места, куда белые люди ездят отдыхать. А все остальные закопаны в мусоре, бросаемом местными без всякого разбора. Загажено все: дороги, обочины, дворы, пляжи, море. Это очень печально. Несколько раз видели, как грузовички останавливались в каких-нибудь бамбуковых зарослях в паре часов езды до города и выбрасывали с обрыва мешки с мусором! Это кошмар какой-то…

Кроме того приличных бюджетных гостиниц практически нет. Все хотят много денег. При этом гостиницы выглядят одна хуже другой. Я очень непритязательный человек, но таких жутких мест, как нам предлагали на Флоресе еще не видела. Клоповник, хлев, сарай – все не то, многие из тех гостиниц были в сто раз хуже!

К тому же была замечена интересная штука: чем туристичнее место, тем дешевле отели.  Самая жуть была в перевалочных пунктах: там все остальные как и мы в лучшем случае ночуют. То есть отели стоят пустые. При этом их довольно много. И, казалось бы, клиент пришел – радость какая! Но нет, они этого клиента хотят до трусов раздеть – видать чтоб обеспечить себе сладкую жизнь до следующего редкого гостя.

Еще в городах очень трудно дышать. В Индонезии используют какую-то неизвестную западному миру марку бензина. Но это нечто невероятно вонючее и дымящее. А с учетом того, что вся Индонезия на байках – в городах концентрация выхлопных газов зашкаливает за все возможные пределы. Даже по жаре приходилось натягивать на нос и рот баф или бандану… Просто невозможно дышать иначе.

Ну, и еще про бензин. Бензина на заправках может просто не быть. Видимо, перебои с поставками. Однако, оттого, что никто на острове не может заправиться, не легче – особенно если ты черт знает где и до пункта назначения еще пилить и пилить. Причем, бензина может не быть не только на заправках, но и у тех, кто его чуть дороже бутылками продает вдоль дорог. Спрос явно больше предложения. А даже если бензин на заправке есть, то все равно придется убить на заправку минут двадцать – там практически всегда очереди.

очередь на заправке на острове Флорес, Индонезия

Но это все мелочи, сейчас это все уже забылось. А вот потрясающие виды Флореса – нет. Это красота невероятная. Как могла достаться такая природа именно индонезийцам – я не знаю, Вселенная пошутила, наверное.

черный песок, остров Флорес, Индонезия

рисовые поля на острове Флорес, Индонезия

Природа очень меняется с набором высоты или наоборот – спуском. Много гор, вулканов, некоторые дымятся… Просто фантастика, как говорится.

А если вы еще не решили, где будете останавливаться во время своей следующей поездки, то рекомендую попробовать AirBnb! Через него можно арендовать комнату или дом у местных, что часто получается дешевле и почти всегда уютнее, ведь о своих домах люди заботятся больше, чем отельные владельцы о своих отелях. А $20 на первое бронирование - приятный бонус! Удачи!


Ваши комментарии к статье:

Комментариев к “Мотокросс по Флоресу: общее впечатление”: 7

  1. спасибо скоро собираемся в те края

    • Удачи! Флорес достоен посещения, главное, берегите нервы при общении с местным населением =)

  2. Могу только сказать – пиши ещё.

  3. спасибо! очень полезная инофрмация.
    хотела уточнить по поводу маршрута до флореса. Мы тоже планируем туда добираться с ломбока.
    Вы пишите “автобусом Матарам (Ломбок) – Сапе (Сумбава)” – но это же на разных островах?
    И сколько времени заняла это часть маршрута ?

    • Да, в стоимость автобуса входит паром с Ломбока до Сумбавы. Я точно не помню, но мне кажется, что выехали мы где-то хорошо после обеда (ну, пусть будет в 3 часа дня), до Сумбавы добрались уже по темноте, катили по ней всю ночь и рано утром прикатили к парому на Флорес (на него надо уже было самостоятельно покупать билет).

      • Спасибо за эту информацию! с сожалению забыла ответить сразу, пишу уже спустя полгода после того как мы там побывали 🙂 Ваш рассказ про Флорес был очень полезен, в интеренет не так много информации про эти места )

        • Таня, спасибо, что не поленились написать)))) очень приятно)

Comments are closed.