На чем экономят лоу-косты?

Я уже рассказывала про свою систему поиска дешевых авиабилетов. Среди прочего в ней значится такая штука как лоукост. В России их давят и не дают развиваться (есть такие граждане, кому совсем не интересно снижение цен на внутренние авиаперелеты в великой и могучей). Однако, за пределами России лоукосты получили широкое распространение и часто экономят путешественникам на перелетах существенные суммы.

В Европе летает такой гигант-лоукост как RyanAir, временами предлагающий билеты из одной европейской страны в другую за каких-то 10 евро, в Азии крупнейшим является лоукост AirAsia, которая может помочь пересечь всю юго-восточную Азию меньше чем за 100 баксов, а в Штатах — Southwest Airlines.

Что же такое лоукост и почему билеты компаний-лоукостов обычно такие дешевые?

Итак, лоукост – это общее название всех авиакомпаний, билеты которых даже по обычным – а не распродажным – ценам дешевле билетов традиционных авиакомпаний (таких как Аэрофлот или Lufthansa). При этом для всех таких авиакомпаний типична определенная бизнес-модель, позволяющая так сильно снижать цены на билеты. Кроме того, лоукосты часто ассоциируются с отсутствием сервиса – то есть человек платит только за перелет, а не за все второстепенные и, часто, ненужные услуги.

На самом деле, каждая лоукост-компания вырабатывает для себя свои правила и способы, так что элементы бизнес-модели могут варьироваться от компании к компании, однако общие черты присущи всем компаниям-лоукостам.

Для начала, о самих самолетах. Большинство уловок снижения стоимости авиабилетов, связанных непосредственно с оборудованием и техникой, обычные пассажиры не замечают (в отличие от пресловутого отсутствия бесплатного питания на борту).

Здесь можно выделить, например, то, что все самолеты компании-лоукоста обычно одной модели. Это позволяет сильно сократить затраты на техническое содержание авиапарка и обучение персонала. Более того, в самолете, как правило, только один пассажирский класс – экономический.

Кроме того, на самолетах лоукостов имеется лишь минимальный набор оборудования (нет систем автоторможения, цифровой связи пилотов с землей) – это все само по себе снижает стоимость начинки авиалайнера и ее эксплуатации, а также ведет к снижению веса самолета, что в свою очередь означает сокращение расхода топлива.

Что заметно для пассажиров, так это отсутствие в салонах самолетов всех тех ништяков, к которым мы привыкли на рейсах обычных авиакомпаний. В самолетах лоукостов обычно не откидываются спинки кресел (так в салон вмещается больше сидений и их реже надо ремонтировать); нет никаких развлекательных систем – ни кино посмотреть, ни музыку послушать.

Еще есть куча всяких возможностей, связанных с билетами и формированием маршрутной сети, также помогающих сократить расходы и уменьшить стоимость перелета для пассажиров.

Здесь речь идет о том, что билет на самолет авиакомпании-лоукостера обычно можно купить лишь через Интернет (или горстку их собственных касс, как правило, находящихся в безумно неудобных местах).

К тому же билеты принято продавать лишь в один конец без стыковок и пересадок – покупатель не видит всей системы ценообразования на билеты, но отказ от стыковочных рейсов (на рейсах конкретного лоукоста или с другими авиакомпаниями) сокращает затраты и снижает стоимость билета.

Чтобы поймать самые дешевые билеты на самолеты лоукостов (не считая распродаж) билет надо покупать заранее, ибо цена будет расти по мере заполнения самолета. Таким образом компании-лоукостеры (да и традиционные авиаперевозчики) поощряют раннюю покупку и резервирование авиабилетов.

Кто летал самолетами Ryanair, тот помнит, с каким рвением народ ломится на регистрацию и потом на посадку, редко когда есть засидевшиеся в кафе пассажиры – все бегом бегут и очень стараются влезть в салон самолета первыми. Почему? – потому что в билете ни у кого не указан номер сидения. Так что, чтобы занять козырные места, надо не тормозить. Зачем так делается? – с расчетом на то, что все будут в самолете вовремя и вылет будет произведен без задержки. Кроме того, можно еще теперь просить денюжку, если кому-то хочется знать заранее, где он будет сидеть (и еще больше денюжки, если кому-то хочется сидеть именно на ряду с аварийным выходом – там места для ног больше).

Часто очень неудобным моментом (но куда деваться – билет-то хочется подешевле) является то, что лоукосты используют второстепенные аэропорты, которые меньше заполнены, где меньше стоимость аэропортовых сборов (они включаются в цену билета), но при этом из которых, как правило, довольно далеко и неудобно добираться до города.

Кроме того, и вылетают-прилетают самолеты лоукостов в самое неудобное время – часто рано-рано утром или ночью. Это тоже сделано ввиду того, что, во-первых, авиакомпании меньше надо платить аэропорту за его услуги, а во-вторых, сам аэропорт не так загружен, что означает отсутствие проблем и задержек с посадкой или вылетом.

И более того, один и тот же самолет гоняют туда-обратно максимальное количество раз. Быстрый оборот самолетов получается. Простоя практически нет.

Что еще неизвестно пассажирам, так это то, что персонал выполняет сразу кучу функций. Если у обычных авиаперевозчиков стюардесса – она стюардесса и никто более, то у лоукостов она еще и уборщица салона самолета после полета, и регистрирующий пассажиров на рейс сотрудник.

А вот что известно и всем не нравится – так это сокращение (а чаще просто перевод на платную основу) многих услуг: провоз багажа, питание на борту, прохладительные напитки… Да, хорошо бы, конечно, перекусить в самолете, но в то же время лоукосты редко летают очень далеко – что значит, что полет вряд ли продлится дольше 5 часов.  А раз так, то и потерпеть можно. Прилетишь, куда нужно, и там поешь местных вкусняшек.

Таковы основные выкладки по бизнес-модели авиакомпаний лоукостов, которыми можно летать дешево, у которых билеты стоят мало и вполне доступны.

А если вы еще не решили, где будете останавливаться во время своей следующей поездки, то рекомендую попробовать AirBnb! Через него можно арендовать комнату или дом у местных, что часто получается дешевле и почти всегда уютнее, ведь о своих домах люди заботятся больше, чем отельные владельцы о своих отелях. А $20 на первое бронирование - приятный бонус! Удачи!


Ваши комментарии к статье:

Комментариев к “На чем экономят лоу-косты?”: 5

  1. Спасибо, познавательно =)

  2. Благодарю за сжатую и нужную в путешествии информацию.

    • Александр, на здоровье =) Рада, что статья понравилась.

  3. А мы вот уже неделю мониторим билеты AirAsia – цена не меняется))) И время – любое – с 7 утра до 10 вечера) Взяли по той же цене, что и неделю назад была написана) Наблюдается только закономерность по дням недели, вот конкретно на наш рейс КЛ-Джакарта: чт, сб, пн – по 51$ билеты, пт, вс – по 72$. Хотя не знаю, может по 72$ это уже другой перевозчик, а ЭйрЭйша просто в эти дни не летает..

    • Неделя – это не показатель. Особенно, если эта неделя не впритык к дате вылета.
      Вы на сайте AirAsia смотрите или где?

      За этой компанией замечен следующий косяк (проверено лично): бывает, что смотришь цену на конкретное направление на конкретную дату. Ага, посмотрел, теперь надо подумать. Потом смотришь второй – все тоже самое… А вот на третий раз, даже если все свершается в пределах пары дней, цена – хоп! и выше, чем была… Оказывается, эти редиски по кукисам запоминают, куда и на когда ты уже смотрел билеты и при следующем запросе на эти же направление и дату дает повышенную цену, так как знает твой неподдельный интерес к данному перелету… Проблема решается либо очисткой кукисов, либо открытия сайта в режиме инкогнито. Ну, или все время с разных девайсов надо заходить.

      Я такое видела только у AirAsia, но сейчас не летаю другими компаниями практически, так что сложно говорить исходя из личного опыта, но вот Гугл убеждает, что так поступают многие авиакомпании и даже мета-поисковики.

Comments are closed.