Транспорт в Индонезии

Логистика в Индонезии неприятна и сложна как нигде в других, посещенных мною, странах Азии.

С самолетами все понятно (разве что стоит упомянуть, что внутренние рейсы куда дороже рейсов в соседнюю Малайзию). Полеты занимают более-менее то количество времени, которое было обещано компанией-перевозчиком, что уже приятно и удивительно для данной страны. Тут главным неприятным моментом является аэропортовый сбор, который надо будет платить при каждом перелете как на внутренних так и на международных рейсах. Такса на международный полет – 150 000 рупий с носа. О них лучше помнить, чтобы вдруг не потратить эти рупии впритык перед регистрацией на рейс.

Кстати да, впервые в жизни в самолете LionAir из Медана Йогакарту среди буклетов по безопасности и рекламных журналов был найден буклетик с молитвами “в дорогу” для представителей разных конфессий, яко: буддисты, мусульмане, католики…

Invocation card Lion Air

Ладно, если не самолетом, то как? Тут, по большому счету, два варианта: автобусы (ну, еще поезда на Яве, но поездами я там не ездила) и аренда мотоцикла/машины. Да, на близкие расстояния временами бывает нужна такая штука как такси.

Как показал опыт двухмесячного путешествия по Индонезии (самая западная точка пути – Северная Суматра, а восточная – восток острова Флорес),  с автобусами лучше не связываться вообще. И на то есть следующие причины:

во-первых, это опасно. Может стоить денег, кредиток, фотокамер, рюкзаков и черт знает чего еще. Я очень аккуратна всегда со своими вещами, но тут вот развели. В автобусе. Перерыли рюкзак, пока белые туристы дрыхли мертвым сном (странным сном, кстати, таким. Не спят так люди. Мертвым, можно сказать… что начинаешь верить, что правы были те, кто предупреждал о большом количестве магов-вудуистов-гипнотезеров и иже с ними умельцев). Благо, хоть паспорт оставили в опустевшем рюкзачке.

во-вторых, это нервно. Увы, но такого разводилова как в Индонезии, я не видела нигде. Таксисты, частники – это отдельная каста, которая нечестна с пассажирами, наверное, везде в мире, но тут с тебя пытаются содрать куда больше лишних денег, чем, например, в соседних Тае или Малайзии. Самое обидное и забавное, что это касается не только частников, но и общественного транспорта: на восточной Яве мы долго тыкали пальцем в расписание с указанием цен на билеты на автобус до Сурабайи – нет, водила упорно не понимал ту часть моего английского, где говорилось про 30 тысяч рупий вместо 55. Тогда в праведном гневе дошли до ближайшего полицейского участка, с которого просматривался автовокзал. Спросили у полицейских – они подтвердили, что да, 30. Правда, ту часть английского, где мы просили пойти с нами к вокзалу и разобраться с мошенником-водилой, тоже усердно не понимали. Вернувшись к автобусу и сказав, что полицейские считают правыми нас, а не водилу, тот бодренько побежал к полицаям и нас позвал. По дороге крикнул им пару слов на местном наречии, так что когда мы подошли, то они уже все вместе твердили 55. Более того, дядечки, работающие в официальном информационном бюро для иностранцев, куда мы подались, послав водилу и полицаев и решив принципиально не ехать с этими обманщиками, развели нас на еще большую сумму и пару часов ожидания.

в-третьих, это долго. Кажется, ни один автобус не пришел вовремя. Сказали, что ехать 12 часов, а ехали 18. Сказали 17, а в дороге 24. А когда ничего не сказали, но в Lonely Planet написано, что это 24 км, то все равно едешь 4 часа. Как??? Как спрашивается можно ехать 24 км 4 часа??? А очень просто: водитель не решается разогнаться больше 10 км/час даже за городом на трассе – раз; пока едем по городу, останавливаемся каждые три метра, подбирая пассажиров, – два; между подбиранием пассажиров останавливаемся, чтобы зашли торгаши с едой и напитками и, пройдя по салону, вышли из него – три; а кроме торгашей еще надо впустить всех уличных музыкантов, коих немерено – четыре; а еще водителю надо пару раз выйти из автобуса и потрепаться по мобильному хотя бы минут по 15 – пять. Вот и все, набралось на 4 часа.

в-четвертых, это некомфортно. Автобусы, по большому счету, могут попасться двух типов: туристические и местные. Туристические подаются как нечто чуть ли не бизнес-класса. Особенно долго и почетно расписывается тот факт, что в салоне есть туалет. А вот тот факт, что воздухозабор системы вентилирования салона находится, похоже, как раз в этом туалете – об этом вряд ли кто из продавцов расскажет. Кроме того кондиционеры работают в доброй половине автобусов плохо. И тогда наплывы туалетного запаха сменяются удушающей духотой. В местных же автобусах кондиционер может отсутствовать вообще. И тогда надо молиться, чтобы хоть окна открывались и чтобы никто не курил. А курят все и везде.

Степень раздолбанности автобусов сильно варьируется и несколько раз катались на просто в хлам убранных автобусиках. Из картона они их делают что ли?

автобус в Индонезии

автобус в ИндонезииК тому же расстояния между рядами сидений определенно не рассчитаны на длинноногих и высоких по азиатским меркам белых. Кроме того если в туристических количество народа все-таки равно количеству сидений, то местные автобусики являются ярким примером того, как можно впихнуть невпихуемое – количество народу в электричках в метро в час пик где-нибудь на Пионерской в Питере – детский лепет по сравнению с тем, что придется пережить в этих автобусиках. Самое же забавное то, что даже если вы готовы подышать туалетным ароматом туристического автобуса, то совсем не факт, что где-нибудь посреди пути (часа так в 2-3 ночи) вас из этого автобуса не высадят и не пересадят в местный, где вы и будете трястись оставшуюся часть поездки.

И еще один неприятный момент – билеты белым стоят дороже, чем билеты местным. Ну и что, что они будут сидеть на соседних сидениях? Белые же. Богатые же, значит. Пусть платят! Единственная туристическая компания, которая не сильно загибает цены, обнаруженная нами – Perama tour.

В общем, из всех автобусов, которыми пришлось воспользоваться, претензий нет, пожалуй, только к одному минивэну, везшему нас из Парапета в Медан что-то около 6 часов. Все остальные поездки в общественном транспорте – это нервы, нервы, нервы. Никакого самовнушения, самоуспокоения, гармонии и любви к миру не хватает, когда запах мочи душит уже четвертый час, солнце при этом в зените, на ряду перед вами едут местные с дурианами, а на сбоку курят. И все это длится, длится и уже не знаешь закончится ли.

Итого, пожалуй, все положительные моменты и радость от путешествия связаны и случались исключительно тогда, когда мы были на байке. Я вожу покамест плохо, так что мы по приезду в каждую новую локацию старались сразу же снять один мотоцикл на двоих, чтобы на нем уже разведывать местные красоты в обход местных перевозчиков.

Байк можно снять практически везде: в каждом отеле или в паре шагов от отеля. Цены растут с запада на восток. На Самосире на Суматре мы снимали за 40 000 рупий при стартовой цене в 50 000 (знакомые там же на месяц сняли за 20 000. Так что торг – наше все), в Йогакарте на Яве за 50 000 – столько сразу и просили. Там мы снимали на пару дней, так что тут торговаться тяжело. Уступают только если берешь байк на несколько дней сразу. В Сенгиги, остров Ломбок у нас был самый клевый из всех арендованных нами байков и к тому же обошелся он нам дешевле всех остальных – по 33 000 в день при стартовой в 50 000. В Лаобанбаджо на острове Флорес за байк хотели уже 75 000, однако на две недели получилось снять по 40 000 рупий в день.

Мотоцикл очень сильно развязывает руки. И в плане остановок там, где хочется, и сбережения нервов на общении с перевозчиками. Бензин в Индонезии очень дешев и затраты на него невелики (правда, это какая-то жуть, которая пыхтит и воняет, но на ней ездят все. Стоит 4 000 +- за литр. 91ый попадался на заправках всего пару раз и стоил 10 500/литр). В общем, рекомендую. Главное, проверять байк. Дороги почти везде хорошие (есть совсем раздолбанные, но туда лучше не соваться ни на байке, ни на автобусе), но дороги на островах – это практически постоянный горный серпантин, поворот на повороте и это при спуске на подъеме. На Флоресе байк попался слабенький и в горку тянул не больше 20 км/час, что сильно увеличивало время на дорогу и кроме того приводило к плачевному состоянию пятых точек, которые, оказывается, не видят много радости в сидении на мотоцикле с плохой подвеской по 6-8 часов в день.

Единственное место, где байк снять не получилось (что странно и явно специально устроено местными дельцами) – это восточная Ява, там, где Бромо. Туристов много, но при этом аренда мотоциклов не распространена ни в одном из ближайших к Бромо городов – если таковая появится, то все таксисты тут же пойдут по миру. Видели пару предложений об аренде байков, но волосы вставали дыбом, ибо просили 200 000 рупий в день, ссылаясь на плохое качество дороги (что есть вранье, ибо дорога до Бромо нормальная!) А без байка на Бромо грустно. Там вокруг много красоты, которую пешком не исходить, так что думается, что если туда ехать, то надо это делать через Бали – ближайшая точка, где легко можно арендовать мотоцикл.

Кстати да, если вас двое, то аренда мотоцикла окупает себя практически во всех случаях. Всякие развозки по городу еще могут стоить до 10 000, но если надо куда-то к туристически-значимому месту или просто в соседний город, то 10 000 – это минимум, который редко встретишь. Т.е. туда-обратно автобусами по нашим расчетам почти всегда выходило дороже, чем на байке.

Итого, ввиду личного мега-негативного опыта с общественным транспортом практически каждый раз, как с ним приходилось связываться, советую подумать много и хорошо, стоит ли вообще ехать в Индонезию, если нет возможности прям вот сразу, чуть ли не в аэропорту нанять байк/машину без/с водителем и передвигаться только на арендованном транспорте. Лично я. не будучи уверенной в том, что мне не придется общаться с местными представителями пассажирских наземных перевозок, в эту страну больше не поеду. Слишком много нервов (да и денег), а также положительного отношения к людям стоило все это общение в первую мою туда поездку.

Кстати, если интересно следить за появлением новых статей в моем блоге, то можно подписаться на получение обновлений по RSS или по e-mail. Или можно следить за новостями в моей группе ВКонтакте и Twitter.

А если вы еще не решили, где будете останавливаться во время своей следующей поездки, то рекомендую попробовать AirBnb! Через него можно арендовать комнату или дом у местных, что часто получается дешевле и почти всегда уютнее, ведь о своих домах люди заботятся больше, чем отельные владельцы о своих отелях. А $20 на первое бронирование - приятный бонус! Удачи!


Ваши комментарии к статье:

Комментариев к “Транспорт в Индонезии”: 14

  1. Ты бы какие-нить фотки прилепляла или карты там где ты упоминаешь географию. А то ничерта не понятно))) Фотик жалко конечно… сочувствую.

    • пожалуй, ты прав. Попробую накопать фото по дпнной теме)) хотя, не особо мы фотографировались, сидя в этих автобусах)

      фотик – да… зато однозначно и бесповоротно пришло время заиметь более сурьезный)

  2. какого хрена я поехал в индонезию не прочитав это….. но в автобусах местных можно ехать сверху – проверено, ничего не украдут, поспишь и перегреешся)

    • Хороша ли была поездка? Где были?

      Да, мне тоже показалось (хоть сама и не ездила), что в автобусах самые комфортные места как раз на крышах. Правда, не на крышу каждого автобуса дадут взобраться.

  3. У нас очень внезапая поездка была – вообще без планирования, даже на месте – без интеренета – так, просто от балды. Получилось – Джакарта-Джоджа-(храмы всякие, трек дневной по мерапи) – Бромо-Иджен-Бали-Ломбок-Сумбава-Флорес (келимуту)-сумба-бали-гили-бали-джакарта 😉 все местным транспортом, без турагенств 😉 На мотобайке – процентов 10, т.к. с ребенком трехлетнем мотаемся – не удобно на мотобайках :))) Но в целом – хорошо. Но ничего необычного. Пляжу лучше на филипинах, Еда и комфорт – в тае. Интереснее во вьете. Забавнее в камбодже. Китай (кроме гонконга) еще не осилен) но мы не живем в азии – мы набегами) по три недельки два раза в год ;))))) Сергею превет 😉

    • Сергею привет обязательно передам! – Только скажите какому =))

      А что на Сумбаве? Я ее проехала на ночном автобусе. Вроде, в LP про нее особо ничего не сказано…
      Насчет того, что по разным параметрам лучше в других странах – это я поддерживаю! Разве что на Флоресе все равно безумно красиво. Правда, думаю, что на байке было больше возможностей всю эту красоту рассмотреть.

  4. Нас оочень впечатлили обычные городские автобусы на Яве, в Джокьякарте. Чистые, с кондишном, ароматизатором каким то лимонным, и все это за 3 000 рупий, плюс если маршрут позволяет пересесть на другой автобус в пределах остановки ( главное из нее не выходить) дополнительно не платишь, как в метро у нас получается… На автобусах межгород не ездили, похоже, на наше счастье )))

    Классически на заметку прилетевшему в Джокью – из аэропорта таки ходит обычный городский автобус, главное добить всех танцем, выспрочить, где local city bus station. Так то она в метре от туристических басов, которые в десять раз дороже )))

    На каждой остановке, такие на возвышении под крышей, есть карта маршрутов с номерами автобусов.

    • Да-да! Спасибо, Ань, за дополнение. Остановки в Джокьякарте меня впечатлили))) Хотя почему они организованы таким образом – осталось загадкой. Вроде как столько народу на них толпится… Но зато заметные)

  5. Ох и молодец же наша подруга, что автостопом там каталась)) Радости столько!!!)) И провезут, и накормят и пофотографируются с тобой))))

    “но в Lonely Planet написано” – в каком виде и как ты его используешь?)

    • LP лежит на торрентах. Нужные страницы (обычно карты) просто распечатывала. По Индонезии он оказался очень полезен, несмотря на то, что у нас был LP 2009 года. Там все равно почти ничего не изменилось. Даже цены (хотя, думаю, с Бали не прокатит). Так что раз поняв, что в путеводители цены действуют и по сей день, сразу становилось понятно, когда индонезийцы пытались развести на бабло.

      • Да, вот сейчас сидим в Джокьякарте и голову ломаем, на чем уехать в Сурабаю) кто знает, сколько стоит билет на автобус? А сколько на поезд? И чем в Индонезии отличаются поезда класса Вis, Eks, Eko?

        • Думаю, уже все уехали и сами во всем разобрались. Можете поделиться информацией? Ибо вот про поезда я вообще не в курсе.

  6. И снова мы в Индонезии. Первый раз, прочитав это и узнав об опыте подруги, поехали автостопом. Сейчас же хотели испытать локал-басы, т.к. лонели плэнет обнадежил, что стоимость 13-25 тыс, но.. сил с ними спорить (торговаться, уговаривать) нет никаких! Просят 100-200 тысяч за 15-40км! Это на Бали-Ломбоке. Причем совсем локал-локал басы, т.н. бемо, старые, грязные, разбитые и маленькие, с узенькими лавочками по бокам.
    В итоге, послушали мы их и поехали снова стопом, так спокойнее) Хоть приставал отвезти за много денег тоже хватает – но это единственное, что омрачает поездку, ну и еще, может, скорость поездки, но мы никуда не спешим))

    Ну и цены сейчас уже немножко другие – аэропортовский сбор 200 000 на международные рейсы, 75 000, кажется, на внутренние рейсы. Бензин вроде от 6-7 тыс.

    • Во-во-во! Индонезийцы – худшее, что есть в Индонезии… Хотя да, автостоп доказывает, что хорошие люди есть везде. Если бы не дедуля, которого мы застопили в тот единственный раз, когда в принципе пытались стопить в Индонезии, я бы считала, что вся нация – моральные уроды. А так вот ничего, дедушка всех спас)))

      Удачи вам в дороге! И давай фоток!

Comments are closed.